Рабочее совещание членов Администрации Смоленской области
Губернатор Алексей Островский провел очередное совещание членов Администрации Смоленской области, в ходе которого рассматривались механизмы оптимизации порядка осуществления закупок областными государственными учреждениями, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также другие актуальные вопросы.
Предваряя обсуждение повестки, Алексей Островский дал поручение главе города Смоленска Николаю Алашееву активизировать работу в части информирования горожан по актуальным вопросам.«Проведены юридические процедуры по определению новой конструкции работы автоперевозчиков на территории областного центра. Насколько я проинформирован, ни у правоохранительных органов, ни у Администрации региона в лице профильных чиновников вопросов к проведенным процедурам с точки зрения юридической прозрачности и наличия коррупционных составляющих – нет.
Действительно, это сделано в интересах горожан, но я хотел бы отметить недостаточную информированность смолян о произошедших изменениях. Знаю, что открыта «горячая линия», но информирование оставляет желать лучшего. Нужно его организовать таким образом, чтобы снять у людей все вопросы, причем, сделав это на опережение, а не вдогонку.
Кроме того я неоднократно обращал внимание, что, к огромному сожалению, компания «Квадра», владеющая теплосетями в городе, подводит смолян, не соблюдая ею же установленные сроки. Оповещение горожан по данной теме ведется, но тоже в недостаточном объеме. Люди должны точно знать, когда у них будет горячая вода. Я прошу Вас, Николай Николаевич, усилить работу по информированию горожан как по указанным мной вопросам, так и по другим актуальным темам, затрагивающим интересы жителей города».
В рамках детального обсуждения мероприятий, направленных на эффективное использование бюджетных средств, вице-губернатор Игорь Скобелев и начальник Департамента по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами Оксана Лобода проинформировали членов Администрации о механизмах оптимизации порядка осуществления закупок государственными органами и органами исполнительной власти региона, а также областными автономными и бюджетными учреждениями.
С учетом сложившейся общероссийской практики проведение процедур закупок осуществляется на основании Федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. При этом закон № 44-ФЗ имеет более детальную регламентацию процесса планирования и проведения закупок. Тогда как закупки по закону №223-ФЗ признаются даже на федеральном уровне менее прозрачными. В соответствии с ним заказчик волен выбирать способы осуществления закупок, в том числе, их объемы и размеры. Данное обстоятельство теоретически может способствовать «уходу» заказчиков от использования открытых конкурентных процедур определения поставщика, ограничению круга участников закупки со всеми вытекающими коррупционными последствиями. Уже принято решение о переводе унитарных предприятий на закупки по более прозрачному Закону № 44-ФЗ с 1 января 2017 года. В настоящее время обсуждаются варианты перевода бюджетных и автономных учреждений в законодательное поле № 44-ФЗ, четко регулирующего все этапы закупок.
В то время как процедура совершенствуется на федеральном уровне, в Смоленской области принято решение изучить опыт работы других регионов по данному направлению.
Оксана Лобода пояснила, что в целях совершенствования процесса расходования бюджетных средств Департаментом уже изучен опыт организации закупочной деятельности в ряде субъектов РФ. Так, на протяжении более чем двух лет действует постановление Правительства Москвы, устанавливающее дополнительный перечень требований к Положениям о закупках товаров (работ, услуг). Кроме того на уровне столицы утверждено Типовое положение о закупках. Перечисленные акты четко регламентируют ключевые вопросы организации и осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. Положительные результаты, достигнутые в Москве за два года, легли в основу разрабатываемых Департаментом нормативных правовых актов для Смоленской области, с учетом региональной специфики. Важно, что даже в случае уточнения федерального правового поля с уклоном в сторону 44-ФЗ региональные акты по усилению регламентации закупок в рамках закона № 223-ФЗ актуальности не потеряют.
С целью дальнейшего повышения бюджетной дисциплины и более эффективной работы в рамках действующего законодательства, Губернатор поручил Игорю Скобелеву и Оксане Лободе в течение месяца детально проработать этот механизм: «Необходимо переложить передовой опыт Правительства Москвы на региональное правовое поле, определив приемлемый и жизнеспособный для нашего субъекта вариант».
Параллельно с этим Алексей Островский принял решение о переводе бюджетных учреждений с 1 октября 2016 года в правовые рамки закона № 44-ФЗ: «Я сторонник того, чтобы бюджетные организации работали по 44-му закону. Это более весомая гарантия рационального использования бюджетных средств, с их максимальной защитой от коррупционных проявлений. Безусловно, нужно оперативно совершенствовать действующую нормативную базу в соответствии с реалиями, мы для этого и работаем. Главное – сэкономить и крайне рачительно расходовать бюджетные средства».
Отдельным вопросом стало обсуждение необходимости увеличения финансирования подпрограммы «Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области», исходя из потребности муниципальных образований в средствах на эту модернизацию. В настоящее время крайне высок износ основных сооружений систем централизованного водоснабжения и водоотведения, в полной замене нуждается 37% водопроводных, 26% канализационных, 35% теплосетей.
По словам начальника профильного Департамента Елены Соколовой, при формировании бюджета на 2017 год целесообразно предусмотреть выделение субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образованийна модернизацию и капремонт объектов ЖКХ в размере 146 млн рублей, хотя, эта сумма в полном объеме не удовлетворит необходимых потребностей.
Комментируя выступление начальника Департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Алексей Островский отметил: «Вашу просьбу поддерживаю на все сто процентов, но надо учитывать ряд объективных обстоятельств. У нас самые большие в Центральном федеральном округе социальные обязательства. Ни мы, ни муниципалитеты не вправе лишить смолян социальной поддержки и не сделаем этого. Формируя бюджет на 2017 год, будем думать, где найти источники инвестирования модернизации ЖКХ. То, что данную сферу необходимо поддержать и сделать это в приоритетном порядке, сомнений не вызывает».
Один из возможных вариантов решения – перераспределение средств, высвободившихся в рамках корректировки программы по переселению граждан из аварийного жилья, которая завершается 1 сентября 2017 года.
Также было отмечено, что привлечение инвесторов в сферу ЖКХ затрудняется из-за того, что только 38% объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона поставлены на учет. Алексей Островский дал указание рассмотреть возможность увеличения финансирования расходов на регистрацию имущества с учетом приоритетности объектов ЖКХ, находящихся в цепочке инфраструктуры инвестпроектов:«Не привлекая инвестиции, сложно гарантировать выполнение социальных обязательств. И, конечно, для выстраивания конструктивного диалога с инвестором нам нужно реализовать много юридических и практических процедур, которыми в предыдущие годы никто не занимался. В том числе, мы вынуждены сейчас тратить деньги на разработку генпланов поселений и правил землепользования и застройки сельских поселений, без которых работа с потенциальными инвесторами также усложняется».
Кроме того члены Администрации рассмотрели вопрос предоставления субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований на проектирование и строительство уличных сетей газоснабжения в населенных пунктах.
В течение 2016 – 2020 годов «Газпром» осуществляет проектирование и строительство межпоселковых газопроводов до Велижа и Угры, а Администрация области обеспечивает синхронизированное строительство внутрипоселковых (уличных) газопроводов. Администрации области в срок до 2020 года необходимо построить 188 км уличных газораспределительных сетей и подготовить к пуску газа 3762 домовладений (квартир) в городе Велиже, а также построить 96,5 км уличных газораспределительных сетей и подготовить к пуску газа 1930 домовладений (квартир) в Угре. Таким образом, в бюджете области на 2017 год нужно предусмотреть субсидии на проведение проектно-изыскательских и землеустроительных работ в размере 109 млн рублей.
«Природный газ в Угру и Велиж должен прийти обязательно. С большим трудом нам удалось договориться с «Газпромом» о том, что они будут вести туда газопроводы высокого давления. Будем изыскивать средства при формировании регионального бюджета, вернемся к обсуждению данного вопроса в августе»,– заявил Губернатор.