- Главная
- Деятельность
- Внутренний финансовый контроль и аудит
- отчет за 2018
отчет за 2018
ОТЧЕТ
о проведенном анализе деятельности главных администраторов бюджетных средств
по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2018 год
Анализ подготовлен во исполнение пункта 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.5 раздела 1 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля Смоленской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2018 № 897, пункта 2.32 раздела 2 Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 21.12.2018 № 2053-р/адм (далее – Порядок № 2053), пункта 3.10 раздела 3 Положения о Департаменте Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 02.12.2013 № 1006.
Следует отметить, что анализ проведен в соответствии с приказом Департамента от 29.12.2018 № 425-ОД «Об утверждении Порядка проведения Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами анализа осуществления главными распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – Приказ № 425-ОД) на основании предоставленных главными администраторами бюджетных средств отчетов за 2018 год (мониторингов организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и мониторингов результатов внутреннего финансового контроля - приложения № 1 и № 2 к отмененному постановлению Администрации Смоленской области от 14.11.2014 № 776 с изменениями от 15.09.2015 № 587, далее - Порядок № 776) в связи с изданием в конце 2018 года Порядка № 2053 и Приказа № 425- ОД.
I. Анализ данных приложения № 1 - мониторинга организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее – мониторинг) проведен в разрезе следующих разделов:
Раздел 1. Анализ организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (столбцы 1- 4 мониторинга)
Из представленной отчетности следует, что все главные администраторы бюджетных средств назначили ответственных должностных лиц, уполномоченных осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Все главные администраторы бюджетных средств утвердили и разместили на своих официальных сайтах в сети Интернет планы проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансовый аудита на 2018 год (далее – планы внутреннего финансового контроля).
В то же время, в нарушение требований пункта 3.7 Порядка № 776 Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания утвердили планы внутреннего финансового контроля с нарушением установленного срока на 9 рабочих дней.
Кроме этого, 10 главных администратора бюджетных средств в нарушение пунктов 3.7 Порядка № 776 представили в Департамент планы внутреннего финансового контроля на 2018 год с нарушением установленного срока от 6 до 28 рабочих дней:
Наименование |
Утвержден |
Представлен в Департамент |
Кол-во раб.дн. |
1. Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы |
15.11.2017 |
10.01.2018 |
28 |
2. Главное управление по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию |
04.12.2017 |
10.01.2018 |
15 |
3. Департамент Смоленской области по образованию и науке |
07.12.2017 |
11.01.2018 |
13 |
4. Главное управление по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы |
13.12.2017 |
10.01.2018 |
8 |
5. Департамент Смоленской области по энергетике и энергоэффективности, тарифной политике |
14.12.2017 |
10.01.2018 |
7 |
6. Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству |
14.12.2017 |
10.01.2018 |
7 |
7. Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области |
15.12.2017 |
10.01.2018 |
6 |
8. Служба по обеспечению деятельности мировых судей Смоленской области |
15.12.2017 |
10.01.2018 |
6 |
9. Департамент экономического развития Смоленской области |
15.12.2017 |
10.01.2018 |
6 |
10.Департамент инвестиционного развития Смоленской области |
15.12.2017 |
10.01.2018 |
6 |
Анализ планов внутреннего финансового контроля и отчетности за 2018 год показал, что имеется 1 случай отклонения от годового плана внутреннего финансового контроля. Так, в план внутреннего финансового контроля по подведомственности Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания включены проверки в отношении 6 объектов контроля. В отчетности за 2018 год указано, что фактически проведено 4 проверки подведомственных учреждений и 2 из которых не были запланированы к проверке по подведомственности.
В нарушение ст. 3.5 Порядка № 776 в годовой план внутреннего финансового контроля по подведомственности Департамента Смоленской области по внутренней политике на 2018 год не были включены 4 проверки в отношении получателей субсидий в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ, которые были фактически проведены.
Раздел 2. Анализ информации, касающийся вопросов контрольной деятельности главных администраторов бюджетных средств, проведен в разрезе столбцов 5,6,7,8 мониторинга.
1. Из мониторинга следует, что общее количество структурных подразделений, непосредственно участвующих в оформлении бюджетных процедур – 103, в том числе в отчетах главных распорядителей бюджетных средств – 68 подразделений, в отчетах главных администраторов доходов – 21, в отчете администратора источников финансирования дефицита бюджета - 2, в отчетах главных администраторов бюджетных средств, предоставивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ - 12.
2. Общее количество контрольных мероприятий, проведенных главными администраторами бюджетных средств в своих структурных подразделениях (столб.6 табл.1,2,3,4) в рамках внутреннего финансового контроля – 6406, из них:
- главными распорядителями средств областного бюджета – 5159;
- главными администраторами доходов областного бюджета – 1196;
- главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета – 13;
- главными администраторами средств областного бюджета (в соответствии со ст. 78 БК РФ) –38.
3. Анализ информации, содержащейся в приложении № 1 мониторинга, столбец 7, 8 (количество подведомственных получателей средств областного бюджета и проведенных контрольных действий в отношении подведомственных учреждений).
Анализ данных мониторинга показал, что количество подведомственных (казенных) учреждений – получателей средств областного бюджета – 69. Главными администраторами бюджетных средств в соответствии с пунктом 3.5 Порядка № 776 проведены контрольные мероприятия в отношении 11 подведомственных учреждений.
Раздел 3. Результаты контрольной деятельности, полученные главными администраторами бюджетных средств в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, контроля по подведомственности (столбцы 9, 10, 11 мониторинга).
Главными распорядителями бюджетных средств в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового контроля выявлено 125 нарушений бюджетного законодательства, в том числе:
1. При проведении внутреннего финансового контроля в виде самоконтроля выявлено 35 нарушений бюджетного законодательства.
2. При проведении внутреннего финансового контроля в виде контроля по уровню подчиненности выявлено 23 нарушений бюджетного законодательства.
3. При проведении внутреннего финансового контроля по подведомственности выявлено 67нарушений бюджетного законодательства.
Нарушения выявлены следующими главными распорядителями бюджетных средств:
№ |
Наименование органа власти |
Количество выявленных нарушений |
||
Самоконтроль |
Контроль по подчиненности |
Контроль по подведомственности |
||
1 |
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию лесного хозяйства, объектов животного мира и среды обитания |
|
|
45 |
2 |
Департамент государственной службы занятости населения |
2 |
7 |
15 |
3 |
Главное управление спорта Смоленской области |
6 |
15 |
|
4 |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
8 |
|
|
5 |
Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
5 |
|
1 |
6 |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
|
|
6 |
7 |
Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию |
5 |
|
|
8 |
Служба по обеспечению деятельности мировых судей |
4 |
|
|
9 |
Департамент бюджета и финансов Смоленской области |
3 |
|
|
10 |
Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами |
2 |
|
|
11 |
Департамент экономического развития Смоленской области |
|
1 |
|
Итого |
35 |
23 |
67 |
2. Главными администраторами доходов областного бюджета в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового контроля нарушения не выявлены.
3. Согласно информации, предоставленной главными администраторами бюджетных средств в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей, физических лиц, получавших субсидии из областного бюджета в соответствии со статьей 78 БК РФ (приложение №1, табл. 4) установлено, что общее количество получателей средств субсидий из областного бюджета– 365, наибольшее количество субсидий было выделено:
- через Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию – 237 субсидий;
- через Департамент Смоленской области по внутренней политике - 65 субсидий.
В 2018 году было проведено 30 контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю в отношении получателей средств субсидий из областного бюджета.
В результате, Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию выявлено 1 нарушение - неправомерно получена субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве ЗАО им. Мичурина - на сумму 301 501,00 рублей. Денежные средства возвращены в областной бюджет.
Сводные данные о проведенных контрольных мероприятиях за 2018 год – Приложение № 1.
II. Организация проведения внутреннего финансового аудита и его результаты (столбцы 12,13 мониторинга)
В 2018 году 28 главных администраторов бюджетных средств провели аудиторские проверки эффективности внутреннего финансового контроля в своих подразделениях.
В то же время, в ходе анализа установлено, что в нарушение п.4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации аудиторские проверки не были проведены 4 главными администраторами бюджетных средств, а именно:
1. Департаментом Смоленской области здравоохранению.
2. Департаментом Смоленской области по образованию и науке.
3. Департаментом инвестиционного развития Смоленской области.
4. Аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области.
Проведенные в 2018 году главными администраторами бюджетных средств аудиторские проверки нарушений бюджетного законодательства не выявили.
III. Анализ данных Приложения № 2 - мониторинга результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее – мониторинг результатов)
Главными администраторами бюджетных средств в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в 2018 году выявлено 125 нарушений бюджетного законодательства, что на 78% больше, чем за 2017 год (70 нарушений).
Динамика количества выявленных нарушений за 2016-2018 годы представлена на диаграмме.
Общая сумма выявленных в 2018 году нарушений составила 4 462,70 тыс. рублей, что на 74,7% меньше, чем за 2017 год (17 607,02 тыс. рублей).
Динамика суммы выявленных нарушений за 2016-2018 годы представлена на диаграмме:
Таким образом, несмотря на увеличение количества выявленных нарушений, общая сумма выявленных нарушений за 2018 год значительно снизилась, что может свидетельствовать об эффективности внутреннего финансового контроля, проводимого главными администраторами бюджетных средств Смоленской области.
Анализ выявленных нарушений показал, что большинство выявленных ошибок относится к нарушениям порядка ведения бюджетного учета, их сумма составляет 3 947,21 тыс. руб., или 88% от объема всех выявленных в 2018 году нарушений.
Из представленной отчетности главных администраторов бюджетных средств об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2018 года следует, что пояснительные записки к отчетности представили 29 главных администраторов бюджетных средств.
В нарушение пункта 8.3 Порядка № 776 в пояснительных записках 12 главных администраторов бюджетных средств не содержатся выводы об эффективности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартом бюджетного учета. В то же время, к отчетности 3 главных администраторов бюджетных средств пояснительные записки вообще не представлены.
Таблица результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – Приложение №2.
IV. Предложения по организации осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
В связи с утверждением Распоряжения Администрации Смоленской области от 21.12.2018 № 2058-р/адм «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» организационно-аналитическим отделом управления финансового контроля разрабатываются следующие документы:
- порядок формирования, утверждения и актуализации карты внутреннего финансового контроля.
- форма регистра (журнала) внутреннего финансового контроля и рекомендации по его заполнению, а также порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля
- порядок формирования и направления ежеквартальной информации о результатах внутреннего финансового контроля.
- порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
- порядок составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита в Департаменте.
- порядок формирования, направления и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки.
- порядок составления и предоставления отчета о результатах проведенной аудиторской проверки.
- порядок составления и предоставления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
После утверждения, вышеуказанные порядки будут опубликованы на сайте Департамента, соответствующие предложения по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита будут направлены администраторам средств областного бюджета.